Архетип знака Рыбы. К.Берт

«Кто сможет объять Бесконечность?»

(Уильям Блэйк)

Рыбы — последний из четырех Мутабельных знаков, последний знак Зодиака, последний из Двенадцати Домов и конец астрологического года. Духовно период жизни в знаке Рыб связан с растворением привязанности без потери контакта с чувством доброты и сострадания. Как космический океан бесконечности, знак Рыбы безграничен и универсален.

Хотя наш современный Зодиак представляет знак Рыб в виде двух рыб, которые плывут в противоположных направлениях, в течение многих веков разные культуры в качестве символа Рыб выбирали дельфина. Дельфин являлся священным животным трех различных богов — Аполлона, Посейдона и Диониса. Дельфин — необычный тип доброты, проявляемой Рыбами. В космическом океане чувств нет никаких границ, никаких пределов между одним существом и другим. Человек- Рыбы, слушающий рассказ друга о его боли, скоро будет в слезах вместе с другом от сопереживания и сочувствия, но если человек- Рыбы скорее ляжет и умрет рядом с другом, чем мысленно дистанцируется от него (устанавливая границы), то становится трудно помочь другу найти решение или способ справиться с проблемой.

Люди-Рыбы, восходящие Рыбы – идеалистичны. Они не могут выдавать сильное чувство или проявлять интуицию без огромного беспокойства или вины. Это верно, независимо от того, насколько амбивалентным или даже чрезвычайно слабым кажется этот двойственный Мутабельный знак другим людям. По сути — это абсолютистская индивидуальность.

Однако, хотя мы считаем людей знака Рыб хорошо адаптирующимися и не имеющими пределов, постоянно соединяющими свое эго с океаном людей и обстоятельств вокруг них, они могут проводить границы (и на самом деле делают это), основанные на собственном интуитивном восприятии правильного и неправильного. Рыбы формируют сильные ценностные суждения. Аспекты к Меркурию, если они благоприятны, укажут на способность отличать и различать, если, конечно, в карте человека зодиакального знака Рыб или восходящих Рыб нет сильного аспекта Меркурий — Нептун, который укрепляет универсальность мышления, ментальную тенденцию слияния.

Архетипичная рыба плавает в океане жизни, сознавая свою связь не только с людьми, но и со всеми формами жизни — растениями, животными. Именно это более широкое чувство принадлежности к большой цепочке существ отличает знак Рыб, например, от знака Водолея, который также является вселенским знаком, но скорее обладает ментальной связью с человечеством, чем чувством связанности со всеми живыми существами.

Эта универсальность, плавание в океане жизни, соединяет Рыб с Дионисом как их правящим божеством. Ему поклонялись, как виноградной лозе, буквально идентифицируемой с ним, и как растоптанному, страдающему собранному винограду. Никакой другой олимпийский бог, кажется, не имел его диапазона, его универсальных возможностей, его готовности и способности спонтанно появиться там, где к нему взывали его приверженцы.

С астрологической точки зрения Рыбы — знак актера или хамелеона, который может играть любую роль на любой сцене или в любой жизненной среде. Театры на всей территории Греции были посвящены Дионису как покровителю трагедии. Хотя и комедия, и трагедия были одинаково почитаемыми формами развлечения в древней Греции, и каждая из них своим собственным способом производила катарсис, эмоциональный выпуск, трагедия считалась более глубокой художественной формой, т.к. она дает людям возможность пережить более сильные эмоции. Именно трагическую маску Диониса обнаруживает в своем офисе психолог, встречающийся с Рыбами. В культе Диониса, бог после сбора урожая винограда проводил каждый год несколько месяцев в загробном мире и оставлял в храмах маски как знак своего присутствия.

Когда клиент-Рыбы приходит на консультацию, часто создается впечатление, что, хотя маска (тело) находится здесь, и актер исполняет трагическую роль в своей истории, его энергии души здесь нет, она находится внизу, в загробном мире, или на орбите Нептуна, где-то вне времени и пространства, и это намного интереснее, чем земной план. Возможно также, Рыбы погружены в мысли, потому что требуется очень много энергии, чтобы произвести выпуск образных, бессознательных талантов из Аида. Человек-Рыбы находится в более прямом контакте с Самостью, и во взаимодействии с людьми этого архетипа образы, кажется, работают лучше, чем конкретные термины, аналогия нагляднее, чем факт.

В культе Диониса и во всех связанных с ним мифах, всегда наблюдается двойная символика. Дионис — это Божественный ребенок с няньками или молодой взрослый человек на пиратском судне. Но на вазах с изображениями загробного мира он — бородатый старик, проводник мертвых. Его фаллос символизирует жизнь, однако в той же самой процессии его маска означает смерть. После сбора винограда он принимает смерть под винным прессом, и, несмотря на это, он поднимается каждый год с возобновленной энергией.

Дионис на самом деле бог эмоциональных крайностей — агонии и экстаза, страдания и счастья. Он предлагает процветание и успех в этом мире, также как счастье в потусторонней жизни (в загробном мире). Дионис одевается и как мальчик, и как девочка, объединяя Мужское и Женское. Поскольку он был рожден дважды, он сочетает в себе природу человека и природу Бога. Даже такой его символ, как вино, можно воспринимать на двух уровнях — как дар мудрости, блаженный кубок Омара Хайяма, или как пьяную, летаргическую энергию низкого сознания. Греки давали присягу, выпивая вино, потому что считали, что «истина в вине» (in vino Veritas), однако они также были хорошо знакомы и с его отрицательным действием.

С культом Диониса начинается эпоха Рыб, и на той же самой земле, где поклонялись Дионису (Тир и близлежащие области), Христос проповедовал многие подобные уроки — смирение, отказ от власти, подчинение милости и воле Бога, восприимчивость, оказание почестей Божеству. Он даже привлекал старые символы Диониса, связанные с виноградарством, для своих притч. «Я — виноградная лоза, вы — ветви».

Проблема двойственности, которая развивалась в эпоху Рыб с культом Диониса, еще более явно представлена в христианстве. В работе «Aion» К. Г. Юнг посвящает много страниц теме добра и зла в истории христианства. Он упоминает, что различные Зодиаки использовали только одну рыбу для представления знака Рыб вплоть до появления христианства, когда две рыбы, плывущие в противоположных направлениях, стали популярной темой христианского искусства. Он говорит, что теологи рассматривали зло просто как отсутствие добра (privatio bono), в том смысле, что черный цвет сам по себе никакого цвета не имеет, он — это просто отсутствие цвета. Работа над примирением или, по крайней мере, пониманием двойственности является самой важной проблемой в конце эпохи Рыб.

Двойственность черного и белого можно наблюдать в колебаниях Рыб, подобно маятнику, между крайностями поведения в различные периоды их жизни — от алкоголизма до религиозного аскетизма, от промискуитета до ашрама, где практикуется строгое безбрачие, от использования тяжелых наркотиков до наркологических клиник, а иногда и в обратную сторону. Нептун — Вакх — Дионис — это не правители умеренности, а, напротив, правители широкого диапазона колебаний настроения. Море жизни — это также море эмоциональности. Многие Рыбы дрейфуют по течению. Однако многие из них также интуитивно знают, когда следует полностью сменить направление, найти очищающую среду и настроиться на высшее значение Нептуна. Для двойных и Мутабельных знаков всегда очень важна окружающая среда, поскольку они — впечатлительные и восприимчивые типы.

Напротив каждого знака Воды в астрологии мы имеем представляющий действительность или основательность знак Земли как полярность, которую нужно интегрировать. Для Рыб особенно трудно найти личную идентичность, если всегда сливаться с вибрациями других. Дом земного рая, важная мечта большинства Рыб-Нептунов,  — это красивое, удобное убежище для себя и семьи и для тех гостей, которых Рыбы приглашают, чтобы побаловать щедрым гостеприимством. Дома очень многих людей-Рыб своим расположением среди красивого ландшафта и прекрасным дизайном напоминают мифические райские сады.

В астрологии проявление содержания бессознательного, созданного в море внутри нас, символизируется выходом знаков Воды на сухую землю в прекрасном воздушном или солнечном месте. Человеку нужны прочные корни, домашний сад, где можно творить.

Символически, как представители последнего знака Зодиака и последнего Двенадцатого Дома, люди-Рыбы либо сознательно, либо подсознательно работают над завершением оставшейся кармы; поэтому они часто должны «чистить туалеты», оставшиеся от прошлой жизни. Транзиты через тау-квадрат открывают им ящик Пандоры с нерешенными ситуациями из прошлых жизней, и все же они так или иначе собирают веру, силу духа и мудрость, чтобы справиться со всем этим.

И хотя мы можем иногда думать: «Рыбы — это материалистические потребители»; или: «Рыбы — это рассеянные, не от мира сего поэты; души, слишком чувствительные, чтобы бороться в реальном мире»; или: «Рыбы — это истинные поклонники Диониса, отдающие дань вину, женщинам и песням и довольно слабые и нерешительные, когда дело касается принятия решений»; или: «Рыбы парадоксальны; никто никогда не знает, в каком настроении они будут…»; или: «Рыбы — неумеренные, чрезмерно реактивные типы…», мы должны также понять, что они действуют от сердца, не от головы. Многие из них в этой инкарнации выполняют реальную ценную работу, особенно в области человеческих отношений. Их внутренняя работа не всегда видима остальным людям, но очень заметна Божеству и тем, кто извлекает выгоду из их бескорыстной любви.

Э.Эдингер в своей книге «Эго и архетип» пишет, что послание Блаженных, кажется, заключается в том, что «благословение придет к ненадутой индивидуальности». Учителя эпохи Рыб от Диониса до Будды и до Христа — все, казалось, проповедовали евангелие жертвы и бескорыстной любви. У буддистов Махаяны есть идеал бодхисатвы, который дает обет возвращаться на Землю, пока не будет освобождена последняя травинка. Оба — Христос и Будда — рассказывали притчу о расточительном сыне, о необходимости милосердия и прощения даже в случаях, когда оно очевидно не заслуженно. Оба учили состраданию в аналогичных Нагорных проповедях — тому, что мы должны пытаться помочь другим людям, не становясь надутыми от собственной гордости и не развивая у себя комплекс Мессии, «поскольку первые будут последними, и последние — первыми» в реальном замке за пределами земного рая. Смирение кажется самым важным в эпоху учения Рыб — это повиновение заповедям, Господу, вере, милость и искупление, подчинение и приверженность Божьей воле. Все эти истины необходимо найти в откровениях учителей эпохи Рыб.