Проблемы Меркурия. Дэйн Радьяр

Меркурий представляет собой нечто значительно большее, чем пишут обычно в астрологических учебниках. Говорится, что Меркурий символ ума, но за термином ум кроется множество тайн, и Меркурий отвечает за самые разные процессы и функции в личности, особенно если это личность, развитая выше среднего уровня.С гелиоцентрической точки зрения Меркурий первая планета, вращающаяся вокруг Солнца. Его можно связывать с первичной дифференциацией излучающейся в пространство недифференцированной солнечной энергии. Поэтому Меркурий есть та биполярная электрическая сила, которая составляет субстанцию всей органической деятельности. Меркурий-электричество является тонусом той самой жизни, которая поддерживает и обновляет организм, выделившийся благодаря своему рождению в независимую функционирующую единицу. Тем самым он дает основание для индивидуальной личности. Этот тонус (индивидуализированная солнечная сила) инволюционное выражение Меркурия. Полагают, что эта сила фокусируется в центре креста, образуемого позвоночником и линией вытянутых рук.

В этом мистическом меркуриальном центре по символике розенкрейцеров расцветает роза в центре распятия. Это соответствует плечевому сплетению (plexus brachialis) современной анатомии, и в нем подлинный центр меркурианской функции. Традиционные астрологи связывают эту планету с руками и кистями, с легкими и дыханием. Существует, по-видимому, определенная связь между плечевым сплетением и блуждающим нервом (пневмогастрической системой), который начинается в голове (а головой управляет Овен) и спускается двумя ветвями по обеим сторонам шеи.

Мы назвали этот аспект Меркурия инволюционным, потому что он касается первоначального схождения и происшедшей еще до рождения дифференции солнечной силы, которая является сущностью индивидуальной жизни и самости. А вот то, что обычно считают функцией Меркурия, является его эволюционным аспектом, связанным с результатами личной и социальной жизни; здесь Меркурий подчинен Юпитеру. В этом аспекте Меркурий призван служить целям личной интеграции, поддержанию и расширению личностной целостности. Меркурий в этой роли является умом уже не в качестве творческой электрической силы, а в функции связи Я со средой и другими Я .

Нужно, однако, отличать тот тип адаптации к среде, который соответствует функции Луны, от того, который отвечает характеристикам Меркурия. Первый несет в себе следы пребывания плода в утробе и обладает характеристиками психичности; второй связан с нервной системой родившегося организма и обладает характеристиками ментальности. Функция Луны, будучи женским полюсом Сатурна, приспосабливает личность к окружающей среде в пределах обособленных границ тела и эго, и не более того. Она связана с жизненной адаптацией родового типа, по сути консервативна, традиционна и стремится к присвоению. Меркурианская же функция, будучи (в своем эволюционном и личностном аспектах) женской полярностью Юпитера, связана по своей сути с экспансией и ростом. Она приносит личности новые качества и может стать основанием для завоевания ею новых уровней существования.

Способность действительно совершить этот переход сознания с одного уровня на другой (или метаморфозу личности) кроется в функциях трансформации их символизируют планеты за Сатурном, в особенности Уран. Впрочем, революционная и обновляющая сила Урана может оказаться разрушительной и бесполезной, если у человека не развито субстанциальное ментальное основание, на котором органично и гармонично могли бы развернуться сознание и индивидуальность нового уровня. Переход с одного уровня на другой означает в действительности расширение сферы сознавания, способность действовать на более широком поле бытия, а это может быть сделано только через увеличение способности к установлению отношений. Отношений между чем? Во-первых, нужно связать между собой ощущения, затем сочетающие их образы, позже предполагаемые источники этих образов, то есть объекты, людей и т.д. На следующей ступени этим источникам сложных образов придаются качества личности, и они соотносятся с эго. Чувство связности своего эго с другими в пределах некоторой более широкой среды и родовой (или семейной) структуры становится субстанцией социальной жизни.

Юпитерианская жажда пищи и более легких условий жизни с неизбежностью будет стимулировать это чувство соотнесенности с внешними сущностями (будь то скалы, деревья, животные или люди), которым поначалу придают атрибуты личности. Первобытная жизнь трудна; среда полна опасностей и противников. Юпитерианская функция требует, чтобы был найден способ сближения со средой и воздействия на нее. Племенная магия, молитвы, жертвоприношения весь инструментарий религиозной жизни развивается в результате сочетания юпитерианской веры в некую лежащую в основании вещей универсальную гармонию (без которой человек не мог бы договориться с другими людьми, богами и духами) и меркурианской изобретательности в наведении мостов общения и взаимовыгодного обмена. Использование подражательных звуков (переходящее в языки искусства и речь), а затем использование стандартизованных ценностей в качестве средств обмена (деньги и все их эквиваленты в культуре) вот главные направления действия Меркурия по мере роста и развития социального опыта.

Изобретательность (порожденная способностью видеть соответствия между фактами и феноменами разного рода), обобщение понятий (трансформирующее юпитерианское чувство или интуицию универсальной гармонии в изучение космических законов) и способность к связи времен посредством историографии и общественного образования то есть фундаментальные вехи цивилизации все являются аспектами меркурианской деятельности. Эта деятельность побуждается юпитерианским стремлением к самосохранению и к групповой кооперации, к экспансии для обеспечения большего комфорта и удовлетворения от участия в жизненных ритмах вселенной.

Меркурианская деятельность сложна и всеобъемлюща, и потому она естественным образом будет забирать все больше энергии и силы внимания из общего запаса личности. Но если это происходит ценой ослабления полярной и дополнительной юпитерианской функции, тогда расширению контакта со все новыми сферами реальности сопутствует ослабление способности к ассимиляции и жизненно значимому переживанию (Юпитер). Именно в этом заключается великая болезнь современной цивилизации, порождающая бесконечные комплексы и психосоматические расстройства: интеллектуальная перегрузка. Ей мы обязаны атомной бомбой; интеллектуальное знание не уравновешивается глубоким чувством причастности к жизни общества и вселенной. Интеллект то есть сумма средств становится нечувствительным к цели, к гармонии. Юпитер, планету души, затмевает его помощник и естественный слуга, Меркурий, планета техники и эффективности.

Абстрактное развитие современного интеллекта, основанное на сатурнианской логике и тем самым глубоко связанное с преувеличенным вниманием к эго, началось в Древней Греции, хотя Индия также испытывала результаты чрезмерной рационализации и особого рода духовного эгоизма. В Греции это привело к софистике и вакханалии переусложненных рассуждений, воспроизведенных в новом контексте средневековыми схоластами.

С приходом современной экспериментальной науки и механистически-интеллектуальной теории познания начинает преобладать технический аспект меркурианской функции и интеллектуальное любопытство, не уравновешенное каким бы то ни было пониманием того, что познание без понимания смысла познанного может оказаться медленной формой самоубийства. Техническая сноровка без способности поставить ее на службу духовно важной цели как бегство от очевидной необходимости развивать более эффективное и менее эгоцентрическое чувство причастности к человечеству ведет также к духовному эгоизму, к гордыне и, возможно, к моральному саморазрушению.

Любой современный человек средней образованности сталкивается с опасностью этой заразной болезни интеллектуализма и многознания вместе с ее побочными продуктами чрезмерной специализацией и атрофией непосредственного переживания жизни. Концентрированное же выражение этого нарушения функционального равновесия проявляется лишь в жизни людей, психологически к этому предрасположенных. Когда это происходит, мы должны смотреть в карте рождения на все, связанное с Меркурием.

Можно написать целую книгу об интерпретации этой планеты в карте рождения. Здесь, однако, мы должны ограничиться рассмотрением основного источника трудностей отношения Меркурия к Солнцу и Луне, которое символизирует отношение ума к биполярному жизненному принципу, представленному двумя светилами.

Между сферой ума и сферой органической жизни может существовать глубокое соперничество, часто разрывающее современного человека на части. Сознательное мышление противопоставляет себя бессознательному инстинкту, так как человек стремится перенести центр своего существа с биопсихического родового уровня на уровень индивидуальной дифференциации и самоопределения через мышление. Разум противостоит чувству; адаптация в смысле родовой цели биологического и психического выживания фрустрируется решимостью человека подходить к своему опыту с позиций сознательного мышления и свободной индивидуализации. Временному благополучию противопоставляется укорененная в уме бессмертная самость. Именно этот конфликт, как правило, порождает интеллектуальные комплексы потому ли, что человек чувствует себя неспособным, как ни старается, переместить центр своей индивидуальности из сферы жизни в сферу духа, или потому, что он, подстрекаемый чрезмерно активной и претенциозной ментальностью, невольно утрачивает чувство своей укорененности в биопсихических желаниях, в жизненности и не может дать волю инстинктивным импульсам, которые в такой ситуации приобретают фатальный характер. В обоих случаях он оказывается между двух сфер, без опоры и центра.

В первом случае инстинктивная жизнь на биопсихическом уровне витальных чувств и желаний утрачивает свой смысл, ум же слишком слаб, слишком неуверен или слишком запутан, чтобы нести на себе бремя полной и целостной реальности. Во втором случае ум силен, неутомим, его чрезмерно стимулируют внешние влияния или психическое давление какого бы то ни было рода (главным образом, комплекс отца), но личность в целом, привязанная к старым желаниям жизненной полноты, не может или не хочет подчиниться уму.Указания на такие положения в карте рождения могут быть различными, в зависимости от того, как эти трудности проявляются в раннем развитии личности. Но в любом случае необходимо изучить некоторые важные фазы отношения Меркурия к Солнцу и Луне.

Наиболее очевидным фактором, который, кстати, часто неправильно интерпретируют, является ретроградность. Нужно помнить, что ретроградный Меркурий движется против направления движения Солнца и Луны. Ретроградность видимого движения планеты вызывается тем фактом, что земной наблюдатель видит солнечную систему, частью которой является Земля, искаженным образом. Никто не может оценить с абсолютной объективностью среду своего действования. То, как видит человек движение планет, определяется его геоцентрической позицией. В особенности это касается Меркурия и Венеры, ибо эти планеты движутся внутри земной орбиты.

Меркурий, ум, действует в пределах человеческой личности. Он проявляется в тесной связи с самим источником жизни в человеке с Солнцем. Три раза в год (то есть за полный солнечный цикл) Меркурий колеблется взад-вперед вокруг Солнца, что с геоцентрической точки зрения выглядит как его соединение с Солнцем. Трижды Меркурий проходит между Землей и Солнцем (нижнее соединение), трижды он оказывается позади Солнца (верхнее соединение). До и после нижних соединений Меркурий представляется для земного наблюдателя движущимся попятно, то есть в направлении, обратном движению Солнца; временами он представляется стоящим неподвижно, то есть стационарным.

Ретроградный Меркурий в карте рождения ни в коей мере не означает слабости, туманности или лени ума вопреки распространенному ошибочному мнению. Ретроградность Меркурия указывает на то, что ум действует как бы в противовес инстинктивной природе и течению жизненных сил. Это, однако, может означать очень многое, так что никогда не следует спешить с заключениями на том только основании, что Меркурий ретрограден. Скажем, у Бенджамина Франклина есть в карте рождения ретроградный Меркурий, а ведь он был одним из наиболее выдающихся мыслителей своего века. Джон Гэдбери, один из величайших астрологов, Абдул Баха, великий персидский пророк и религиозный вождь, тоже имели ретроградный Меркурий при рождении, как и многие другие великие люди.

Очень важно здесь учитывать отношение между сознанием с его механизмами внимания (Меркурий) и жизненными стремлениями организма или непреодолимой судьбой (Солнце). На некоторых стадиях духовной эволюции человека величайший рост осуществляется благодаря противоположной направленности факторов Меркурия и Солнца; это может иметь место на любом уровне развития, причем у человека примитивного ( молодой души) в той же мере, как и у высоко развитого (культурно или духовно).

Ретроградный Меркурий просто указывает на присутствие такой противоположности. Это может вести к большей индивидуализации, если ум восстает против инстинктивно-родовой природы чувств. В худшем случае это приведет к невротическому мышлению, которое всегда пребывает в состоянии войны с жизнью и отгораживается иллюзиями от действительных фактов жизни. Это может означать независимость ясного ума от иррациональных подсознательных энергий или порабощенность ментальным страхом, субъективными заблуждениями и рационализацией.

С другой стороны, директный Меркурий может означать ментальность, первично обусловленную потребностью органического выживания и личной экспансии (от примитивной хитрости до открытия научным интеллектом новых отношений и новых орудий ради выгоды и усиления); или же это будет ум, способный объективно и действенно фокусировать волю (определяемую Солнцем).

Эти ментальные характеристики (или поляризации) редко остаются неизменными в течение жизни, даже если можно определить основную тенденцию. Здесь картину дополняют прогрессии Меркурия. Ретроградный период Меркурия длится около 20-25 дней, значит в прогрессиях (один день после рождения принимается за год жизни) то же число лет означает определенные изменения в сознательной установке ума при переходах. Следовательно, как указывает Марк Джоунз, годы, когда прогрессирующий Меркурий является стационарным (то есть переходит от директного движения к ретроградному, или наоборот), следует считать крайне важным периодом ментальной реполяризации независимо от того, подчеркиваются изменения внешними событиями, или нет. Эти изменения в движении прогрессирующего Меркурия столь же значимы и при расчете обратных прогрессий когда один день до рождения (начиная с точного времени рождения) считается соответствующим году жизни. В этом случае можно считать, что изменения в уме вызваны судьбоносными (или кармическими) влияниями, коренящимися в древнем родовом или духовном прошлом.

Дуализм или биполярная природа ума выражается, однако, не только различием между прямым и ретроградным движением Меркурия. В астрологии традиционно отличают Меркурий, поднимающийся до Солнца на восходе, от Меркурия, встающего после Солнца. В первом случае зодиакальная долгота Меркурия меньше, чем у Солнца, и Меркурий тогда утренняя звезда; во втором случае долгота больше, и Меркурий является вечерней звездой.

Этот же дуализм по поводу восхода и захода Солнца еще чаще используется в отношении Венеры; логически это должно иметь сходное значение для обеих внутренних планет планет, движущихся внутри орбиты Земли и в непосредственной зодиакальной близости от Солнца. В качестве утренней звезды Венера была названа Люцифером, что означает носитель света, а в качестве вечерней звезды Гесперусом (Западным). О Венере и Меркурии как утренних звездах можно сказать, что они символически возвещают Солнце. На максимальном расстоянии от Солнца по долготе (28о для Меркурия, 47о для Венеры) они ясно видны в небе, а приближаясь к Солнцу, они теряются в ауре его света (особенно Меркурий).

Марк Джоунз пишет, что утренний Меркурий означает устремленный ум, а когда Меркурий удален более чем на 14о от Солнца, ум не знает препятствий. Вечерний Меркурий символизирует рассудительный, осторожный ум, а когда Меркурий удален от Солнца более чем на 14о рассудительный и действующий беспрепятственно, то есть независимый от солнечной воли или самости.

Это различие в положении должно соотноситься с тем, продолжает Джоунз, что единственное различие между умами может состоять в тенденции одного смотреть вперед и опережать события, а другого изучать и резюмировать прошлое. Некоторые резко отклоняются в ту или иную сторону, тогда как другие сохраняют относительную волевую уравновешенность. Это противопоставление было известно древним философам под видом двух мифологических персонажей: Прометея и Эпиметея, прототипов прогрессивного и консервативного; тот, кто стремится разглядеть в настоящем проблеск будущего (пророк), и тот, кто собирает в себе свет прошлого (или комментирует свершившееся событие). И подобно тому, как функция Венеры может действовать в двух аспектах (Люцифер и Гесперус), меркурианская функция может проявляться в двух основных ритмах по отношению к источнику духа в человеке: как Прометей и как Эпиметей.

Джоунз без сомнения прав, характеризуя прометеанский ум как устремленный, а эпиметеанский как рассудительный, однако под этим различием кроется еще одно, более фундаментальное. В прометеанском уме исключительно активен инволюционный, электрический и творческий аспект меркурианской функции; в то время как эпиметеанский ум является эволюционным, ассоциативным, резюмирующим и обобщающим аспектом Меркурия.

Если же мы применим эту геоцентрическую классификацию меркурианской функции, она должна определить и нашу интерпретацию ретроградного Меркурия. Когда Меркурий появляется после своего нижнего соединения с Солнцем и движется ретроградно, это утренняя звезда, устремленный прометеанский Меркурий ум, могущий быть в то же самое время ретроградным; а после своего верхнего соединения с Солнцем Меркурий является одновременно эпиметеанским и прямым. Разрешение возникающей из-за этого проблемы можно найти в рассмотрении цикла движения Меркурия с гелиоцентрической точки зрения: в последовательности его гелиоцентрических соединений и оппозиций с Землей. Меркурий по своей сути солнечная планета; соответственно, ум ближе к духовной, нежели к земной природе человека. Корень всех ментальных проблем необходимость соотнесения в целостной личности духа (Солнца), ума (Меркурий) и тела (Земля). Изучение такого соотнесения станет ключом к химии ума и, следовательно, к той основе, на которой можно надеяться понять, как под воздействием разнообразных стимулов возникают ненормальные или дисгармоничные проявления Меркурия.

Дейн Радьяр, “Планеты и личности”