Цикл Меркурия и функционирование ума. Дэйн Радьяр

В обычной геоцентрической астрологии нет различия между двумя типами соединения Меркурия и Солнца; она учитывает только, что в нижнем соединении Меркурий движется ретроградно, а в верхнем директно. В гелиоцентрической астрологии дело обстоит иначе, поскольку при нижнем геоцентрическом соединении Меркурия и Солнца Земля находится в соединении с Меркурием, а при верхнем геоцентрическом соединении в оппозиции. Таким образом, когда Меркурий в геоцентрическом смысле ретрограден, гелиоцентрически он наиболее близок к Земле; при этом образуется линия, соединяющая Солнце, Меркурий и Землю, причем Меркурий находится между Солнцем и Землей в наименьшем удалении от Земли.

Ситуация такого гелиоцентрического соединения Меркурия и Земли (в геоцентрической астрологии это будет нижнее соединение ретроградного Меркурия с Солнцем) аналогична новолунию, когда Луна проходит между Солнцем и Землей, то есть оказывается в геоцентрическом соединении с Солнцем. Такое соединение Солнца и Луны принято считать началом лунного цикла. В это время, говоря символически, исполнители функции Луны (задачей которой является построение организмов) оплодотворяются и направляются Солнцем; воля и цель Солнца воздействуют на них, подобно тому, как звуковые волны на рассыпанную по пластине графитную пыль, или как поле магнита на железные опилки.

Гелиоцентрическое соединение Меркурия и Земли означает примерно то же самое в сфере ума. Воля (или энергетический потенциал) Солнца достигает Земли и людей через канал Меркурия, а он уже дифференцирует ее в ту электрическую силу, которая является скрытой сущностью ума (понимаего как творческая энергия, а не как ассоциативная память). Этим начинается новый цикл взаимоотношений между Землей и Меркурием, который измеряется временным периодом между двумя последовательными нижними соединениями Меркурия и Солнца в геоцентрической астрологии.

Циклическое оплодотворение Меркурия-ума солнечной целью и потенциалом происходит примерно каждые 116 дней, то есть трижды в году. Меркурий в этот период движется ретроградно; это, очевидно, проливает новый свет на значение его ретроградной фазы. Почему же Меркурий движется с точки зрения земного наблюдателя против движения Солнца именно тогда, когда солнечный потенциал наиболее фокусированным образом передается Земле?

Этот кажущийся парадокс прояснится, если иметь в виду, что интенсивная и концентрированная умственная деятельность на самом деле означает для человека более или менее очевидное восстание против диктата жизненных инстинктов и иррациональности биопсихических образов, против идолов. Прометея изображают мятежником, как и космических представителей Разумности в индийской мифологии (Манасапутрас), которые дают людям огонь ума и тем самым делают их потенциальными богами. Для обычных людей на геоцентрической и эгоцентрической стадии эволюции Солнце является великим Самодержцем Вселенной, символом эмоциональной и порождающей эмоции принуждающей силы. Поэтому Лев, знак максимальной интенсивности Солнца, является знаком диктаторов и драматических особ, щедрость которых лишь подчеркивает их абсолютизм.

Жизнь щедро дает, но безжалостно приказывает. Ее дары уравновешены принуждениями, она возвышает лишь тех, кто беспрекословно подчиняется ее правилам. И лишь восставая против этих правил и против вторичных законов юпитерианской религии и культуры (а интегрируя личность, они одновременно связывают ее), ум впервые запечатлевает свой характер в обусловленном Землей, биологически и социально управляемом человеке. Когда человек начинает воспринимать в себе пробуждающийся ум и переносить центр сознания из области биофизических инстинктов в область ясного мышления и творческих идей, эта новая умственная деятельность неизбежно должна поначалу казаться ему врагом инстинктивной жизни. Во всяком случае, развитие ума должно казаться направленным против естественного течения витальности и даже из-за диктата юпитерианской религии и родового духа единства против божественности.

Развитие способности ума самоопределяться в ясном мышлении и индивидуализированным образом ставить себе цели – вот ядро развития индивидуальности. На первых порах индивидуализация вредит витальности, так что дару Прометея сопутствуют болезни и психологические затруднения. Действительно, Меркурий-Прометей предлагает человеку стать мыслителем и индивидуальностью и дает в помощь солнечный огонь, исторгнутый с небес, но этот огонь сжигает и разрушает. Хотя ум и един по сути с источником всей жизни, первоначально он кажется действующим против жизни; поэтому вполне естественно, что Прометей символизируется прежде всего ретроградным Меркурием.

Но постепенно противоположность ума и жизни сглаживается. Меркурий становится стационарным, затем директным и не только движется в том же направлении, что и Солнце, но и приближается (с геоцентрической точки зрения) к Солнцу. Он достигает Солнца в верхнем соединении, когда (уже с гелиоцентрической точки зрения) находится в оппозиции к Земле, а Солнце находится между этими двумя планетами как при полной Луне Земля находится между Луной и Солнцем. У Меркурия тоже есть фазы, соответствующие фазам Луны. Он является полным в своем верхнем соединении с Солнцем, когда максимально удален от Земли и имеет наименьшие видимые размеры.

Прометеанский характер Меркурия вступает в силу при нижнем соединении, когда Меркурий ретрограден между Землей и Солнцем. Эпиметеанский характер открывается верхним соединением, когда Меркурий директен и находится за Солнцем. Меркурий-Прометей соответствует прибывающей половине лунного цикла, характеристики которой заданы новолунием. Меркурий-Эпиметей соответствует убывающейполовине.
Дуализм Прометея и Эпиметея связывается с ретроградным и директным направлением движения Меркурия (с геоцентрической и гелиоцентрической точек зрения). Это дает нам основание для четырехчленной классификации человеческой ментальности.

1.Прометеанский ретроградный ум стремится к независимости от инстинктивной природы, более или менее активно противостоит ей. Это ум, переживающий тайну, посвящение в новую сферу бытия, пусть даже ограниченное или случайное. В результате ум утрачивает доверие или интерес к привычным импульсам и пытается освободиться от них. Ум устремлен, но часто связан многим из того, что желал бы забыть, или же ослеплен тем, что понял и возвещает. Этот конфликт может вести к внутреннему росту личности, а также к субъективному отождествлению себя с великими символами или образами, которые личность стремится актуализировать. Романтический композитор Шопен, официальный поэт британского империализма Киплинг, чешский политик Эдвард Венес, столкнувшийся с трудной задачей сохранить идеалы под сильным давлением, примеры такого типа Меркурия-ума.

2.Прометеанский директный ум основывается на своей собственной природе и пребывает в гармонии с требованиями жизни. Он энергично устремляется к будущему и стремится задать личности ритм завтрашнего дня. Через несколько дней после начала директного периода Меркурий наиболее удален от Солнца с геоцентрической точки зрения. По-видимому, в это время Прометеанский ум более всего способен проецировать свои видения в символах или значимых образцах поведения, конкретизируя собой потенции и цели Солнца. Гелиоцентрически, Меркурий находится в фазе первой четверти по отношению к Земле. Интенсивная умственная деятельность проективного рода.

Поворот происходит, когда геоцентрическая скорость движения Меркурия становится больше скорости Солнца. В подобный момент был рожден Рихард Вагнер, типичный обладатель прометеанского-директного ума в его наиболее проявленной форме интуитивного, вдохновенного, живущего будущим. Тот факт, что его натальное Солнце и асцендент приходятся на начало Близнецов, усиливает его способность создавать формы. Его друг и соратник Ф.Лист тоже имел в карте рождения Меркурий этого типа, расположенный чуть дальше того пункта, в котором его скорость становится большей, чем скорость Солнца. Наполеон I и основатель современной Чехословакии Масарик являют собой примеры этого типа ментальности в политике. Сталин родился в самом начале прометеанского-директного периода, тогда как Троцкий представляет эпиметеанский тип что проливает интересный свет на ментальность этих соперников.

По мере возрастания геоцентрической скорости Меркурия он спешит, так сказать, встретить Солнце в верхнем соединении (фаза полного Меркурия), и эпиметеанские тенденции ума постепенно усиливаются. Быстрее всего Меркурий движется как раз перед верхним соединением или около этого времени; затем его движение замедляется. Другими словами, в прометеанской фазе ума движение Меркурия постоянно ускоряется отсюда его целеустремленость и забегание вперед. А для эпиметеанской фазы характерно понижение скорости, постоянное замедление, торможение умственной деятельности.

3.Эпиметеанский-директный ум это полный ум, который стремится по мере возможности объективно отражать смысл жизни и событий после того, как они произошли. Это историчный, объективный ум, он составляет себе понятие о вещах на основе прошлого опыта. Часто он оказывается и наиболее эффективным, поскольку не забегает вперед жизни, но следует за вещами и людьми. Когда во время убывающей фазы меркуриального цикла скорость движения Меркурия равна скорости Солнца, условия для объективности ума становятся наилучшими. Это приблизительно последняя четверть фазы Меркурия, за которой следует эпиметеанский-ретроградный период.

Карта рождения Карла Маркса дает пример Меркурия, близко подходящего к ретроградной фазе; его мышление чрезмерно привязано к объективным фактам и историческому анализу, представляя будущее с точки зрения исторических образцов, а не интуиции новых отношений, и тем самым акцентирует фактор детерминизма. Эпиметеанский ум склонен к формализму в подходе к жизненным отношениям и поведению; в лучшем случае, это олимпийский ум (в противоположность дионисийскому характеру прометеанского ума), а в худшем узко материалистический и детерминистский ум.

Карта Франклина Рузвельта является еще одним примером прометеанского-директного ума, с Меркурием, поднимающимся на 160 после Солнца, хотя некоторых это может удивить. Очевидные прогрессивные тенденции принадлежат в значительной мере восходящему Урану, управляющему Солнцем, Меркурием и Венерой в Водолее, а косвенным образом остальными планетами (за исключением сильной Луны в Раке). Новый курс Рузвельта был основан на ясной оценке исторической необходимости откликнуться на многообещающий вызов новой индустриально-технологической эры.

Даже таинственный ясноглазый Генри Уоллес имел эпиметеанский-директный тип ума, с Меркурием на наибольшем расстоянии от Солнца. В его случае, мистические наклонности объясняются тем, что кроме соединения Урана и Солнца, в его карте есть восходящие Нептун и Плутон тоже в соединении. В то же время Меркурий указывает на рассудительный и не знающий препятствий ум. У Кромвеля, с другой стороны, мы видим другой тип эпиметеанского ума, представленный Меркурием как раз после его полной фазы; этот тип ума старается запечатлеть в обществе все, что увидел и понял сам.

4.Эпиметеанский-ретроградный ум представлен Меркурием, который движется к остановке чтобы вновь оплодотвориться волей и целью Солнца. В случаях, подобных папе Пию XI и Абдулу Баха (жизнь которого была целиком посвящена служению отцу, Баха-у-лле, почитавшемуся как воплощение Бога ), мы видим этот тип ума, развившийся в религиозном направлении. В случае Бенджамина Франклина и генерала Я.Смэтса (политика, ученого и философа) можно увидеть ментальность философского характера. Ум обеих этих категорий ищет интроспективного единства с внутренней реальностью, ищет возвращения, так сказать, к источнику. Традиции отдается значительная дань но как средству, а не как цели. Ум не удовлетворяется мертвой буквой прошлого; его уделом может стать обостренное ощущение социальной неудовлетворенности, понимание того, что надо копать глубже и выступать против давления социальных шаблонов и ортодоксии, обновляясь в духе и истине.

Итак, четыре категории умственной деятельности (сказать ментальные типы было бы не совсем точно) могут дать нам ценные астро-психологические указания, но лишь в тех случаях, когда они связаны с огромным числом других факторов в карте рождения. Сказать, что ум Ф.Рузвельта был эпиметеанским-директным, значило бы сказать весьма мало о его характере и судьбе в целом; или назвать ум королевы Виктории рассудительным и не знающим препятствий(как его классифицирует Марк Джоунз), явно не означало бы сказать много о ее темпераменте женщины и королевы. Однако то, что может быть сказано, будет весьма существенным для психологической оценки индивидуального характера, дефектов или напряжений в темпераменте. Когда речь идет об известных людях, многие факторы могут привести к путанице или к чрезмерному подчеркиванию их ментальных особенностей. Однако астролог, который стремиться более полно понять собственные проблемы так же, как и проблемы своих клиентов, найдет в изучении ментального цикла Меркурия ключ к жизни ума.

Этот цикл не только дает возможность характеризовать основные врожденные тенденции ума, его можно использовать и для того, чтобы очертить развитие ума на протяжении всей жизни человека. Это делается в анализе прогрессий Меркурия в эфемеридах по обычной шкале, где один год принимается за один день после рождения, или берется предшествующий рождению день. Мы видели уже, что те годы, когда прогрессирующий Меркурий меняет директное движение на ретроградное или наоборот, являются важными переломными моментами. Соединения прогрессирующего Меркурия и прогрессирующего Солнца также весьма значимы, ибо они указывают переход от прометеанской к эпиметеанской полярности, или наоборот. Автор сам пережил подобные изменения, сказавшиеся в области его творческих отношений с искусством. В момент его рождения Меркурий был директным и восходил как утренняя звезда около 28о впереди Солнца (максимальное расстояние). В 43 года его прогрессирующий Меркурий оказался в верхнем соединении с прогрессирующим Солнцем в 15о Тельца. С 16 лет он сочинял музыку и писал на философские темы и темы культуры. Однако, как только приблизилось указанное время, ему по некоторым причинам пришлось оставить музыкальное творчество, и несколько месяцев спустя после прогрессирующего соединения Солнца и Меркурия он начал работать в совершенно новой области в живописи. Важно здесь то, что музыка представляет собой субъективное и динамическое искусство, поистине самое прометеанское из всех искусств, живопись же акцентирует объективность, форму и смысловую конкретность. Переход от музыки к живописи имел глубокое значение: автор испытал некое внутреннее открытие, как будто начала действовать новая область мозга или новая грань личности. Однако, поскольку ментальное основание натального Меркурия всегда остается основным фактором, тип живописи ясно выражает прометеанские элементы; то есть, это интуитивный тип живописи, связанный с так называемыми абстрактными, символическими формами. Некоторые критики отмечали, что ей присуще качество музыкальности.

Этот личный пример был упомянут лишь потому, что контраст между музыкой и пластическими искусствами очень хорошо выражает различие между прометеанским и эпиметеанским умом. Можно добавить также, что в этом случае направление движения в отношении нормально прогрессирующего Меркурия не менялось; но значимым оказался переход от директного движения к ретроградному и обратно к директному движению Меркурия в обратных прогрессиях (которые, напомним, вычисляются по эфемеридам в обратном порядке от рождения).

Знание об этих переменах в направлении и поляризации ментальной жизни может стать весьма полезным для ментальной гармонизации и психотерапии. Терапевту необходимо знать о приближении у клиента такого периода ментальной трансформации, ибо только работой в направлении движения Меркурия можно достичь хороших и устойчивых результатов. Это, конечно, не всегда возможно; но ведь Меркурий не единственный подлежащий рассмотрению фактор! Во многих случаях серьезные расстройства ментальной жизни больше связаны с Луной, чем с Меркурием. В таких случаях следует обратить внимание прежде всего на проблему био-психологического приспособления к повседневной жизни на уровне чувств.

Взаимоотношения между Меркурием и Луной изучались уже, конечно, в современной астрологии; Марк Джоунз установил психоментальные различия в темпераментах, комбинируя два фактора:
является ли Меркурий при рождении утренней или вечерней звездой;
движется ли натальная Луна быстрее или медленнее своей средней скорости 13о10` в сутки.

Быстрая Луна отождествляется с эмоциональным темпераментом, когда чувства бурлят, когда человек жадно стремится проживать свою жизнь день за днем. Медленная Луна характеризует личность, склонную к сдержанности и относительной осторожности в подходе к жизненной битве, даже к перестраховке. Четыре возможных сочетания этих двух лунных типов с двумя главными меркурианскими типами образуют четыре типа общего приспособления к жизни в которое входят не только практический обмен и эмоциональные реакции (Луна), но и потребность в поддержании и расширении субстанции Я за счет все более тесных связей с обществом и вселенной (Меркурий).

В основе своей личность является продуктом непрестанной взаимосвязи жизни и ума солнечно-лунного и меркурианского факторов, или родительского и социокультурного влияний. Можно увидеть в этом столь часто обсуждаемую взаимосвязь наследственности и окружения; но личность не результат взаимодействия наследственности со средой, а функциональное реагирование самости как на среду, так и на наследственность. Это выражение самости через деятельность биофизического организма человеческой личности проявляется в третьей из названных ранее основных функций. Эта третья функция связана с самовоспроизведением и имеет отношение к планетной паре Марса и Венеры.

Дэйн Радьяр, “Планеты и личности”