Архетип Тельца: поиск ценностей и значимости

Символами эры Тельца служат бык, богиня и Будда.
Венера (Афродита) — мирской управитель Тельца, а Вулкан (Гефест) — эзотерический.
Кэмпбелл говорит, что «эпоха мира, управляемая Тельцом» длилась от раннего до среднего бронзового века, и этот мир простирался от долины Инда в Индии через Иран до острова Крит и Микен на материковой Греции и еще далее на запад до Стоунхенджа в Англии.
Глиф Тельца представляет собой круглую голову быка с перевернутым полумесяцем Луны наверху. В Тельце проявляется двойное женское влияние — мирского управителя, Венеры, и Луны, экзальтирующей в этом знаке.

На юге Индии в храме Танджар есть гигантская статуя быка Нанди, на котором теперь ездит мужское божество, бог Шива. В до-арийские времена, в эру Тельца, Нанди был супругом Сати, богини супружеской любви и верности. Нанди — мужская сторона Матери-Земли.
Обряды жертвоприношения быков или факты их травли в Индии упомянуты в Маркандая Пурана и Чанди Пурана. На мирском уровне это жертвоприношение в виде сильного, сексуально мощного животного предназначено для оплодотворения его кровью Матери-Земли в целях подготовки ее к следующему сельскохозяйственному сезону. На уровне духовном эта проблема жертвы в эру Тельца продолжается до настоящего времени и имеет отношение к Ищущим на оси Телец — Скорпион. Пытаются ли они убить свои желания, особенно сексуальные, в монастыре? Должны ли давать обет безбрачия, чтобы устанавливать контакт со своим творческим потенциалом Тельца? Должны ли доходить до крайности, свойственной отшельнику-Скорпиону, диаметрально противоположному Тельцу, который полностью вкладывает свою энергию в работу? Или они могут угодить Богу и при этом быть художественно творческими, «цельными» личностями на общественной сцене, к чему их призывает Венера (Афродита), управитель Тельца?

У многих людей типа лунных Тельцов есть те или иные психические способности, а также духовная восприимчивость, религиозный потенциал, который будет открыт впоследствии. В Тельце, лунном Тельце и восходящем Тельце также скрыты художественные способности. Однако сначала Телец должен пожертвовать ощущением своей внутренней ненадежности и своим сдерживанием и поверить в собственный талант без постоянных заверений какого-либо другого человека, поощряющего его. Этому очень способствует позитивное детство — когда Мать (символически, идеальная возвышенная Лунная богиня в Тельце) верит в способности ребенка-Тельца и поощряет их. Если этого в детстве не было, то очень вероятно, что потребуется цикл внутренней работы Гефеста – эзотерического управителя знака, который развивает способность человека верить в свои лунные, интуитивные и творческие, женские дары, прежде чем он сможет реализовать свои таланты.

В эпоху Тельца нет никаких толп воинов (героев), страна относительно спокойна. Остров Крит, например, изолирован и свободен от захватчиков, кроме, конечно, тех тиранов, которые находятся под землей — вулканов и землетрясений. Легенда гласит, что Вулкан, или Гефест, уродливый, хромой кузнец, живущий в своей кузнице под Землей, разрушил прекрасный мир на острове Крит, подвластный богине и ее быку. Зевс выдал Афродиту замуж за Гефеста (Вулкана) — Красавица вышла замуж за Чудовище. Эзотерический управитель Тельца женился на мирском управителе. Карлик-бог, чей молот создает резкие изменения (даже хаос), женился на богине гармонии, мира и порядка. Спросите любого Тельца, что он почувствовал, если бы произошло землетрясение, которое опустошило его дом и уничтожило бы все его «коллекции» — его драгоценное имущество. Луна, находящаяся в возвышении в Тельце-собирателе, вероятно, ответила более неистово, чем Солнце в Тельце с его глубокой, эмоциональной привязанностью к комфорту, надежности и красоте. Внезапное разрушение структур, столь тщательно и прочно построенных, воспринимается ими, как полная катастрофа — это воздействие Вулкана на Тельца.

Иногда самодовольство успешного Тельца, кажется, просто приглашает Вулкана выполнить свою разрушительную работу. Возникает впечатление, что структура внезапно рассыпается изнутри. А кормилец Телец чувствует себя эмоционально опустошенным. Афродита — очень эмоциональный управитель. Афродита — богиня, которая любит качество — все самое лучшее. Трудность для Тельцов состоит в том, чтобы понять, что такое качество. Если для поисков на мирском уровне требуются все их ресурсы времени и энергии, то им самим остается очень мало. На каком- то транзите к Венере (Афродите) Вулкан прорывается и угрожает безопасности отношений Тельца — либо личным, либо финансовым.

Эзотерический управитель — по сути, Скорпион со своими подземными взрывами. Его сила вызывать бурные изменения напоминает о полярном знаке. И Телец, и Скорпион имеют отношение к ресурсам, как внутренним, так и материальным, а также к изобретательности. Проблема заключается в том, действительно ли фиксированный земной человек может поддерживать свои структуры достаточно гибкими, чтобы они противостояли изменениям, вызываемым Вулканом. Может ли он спроектировать свою жизнь, как архитектурный проект здания в сейсмически опасной зоне — так, чтобы оно при землетрясении раскачивалось из стороны в сторону, не разрушаясь?  Вулкан извергается нечасто. Он копит в себе энергию годами, а затем взрывается. Именно так типично проявляют свой гнев Тельцы.
Теперь мы можем узнать об управителе их полярного знака, Скорпиона. Скорпионы часто также общаются не напрямую. Но этот знак, в отличие от Тельца, обычно позволит вам оценить его Марс (характер). Чем более сознательным является Телец, чем больше он стремится интегрировать в себя полярный знак и сознательно работать с силой своего эзотерического управителя, тем лучше.  Если Телец сознательно настраивается на Вулкана (Гефеста), то менее вероятно, что он взорвется изнутри, проявляя гнев безумного быка. Как же может Телец настроиться на положительные качества Гефеста?

Путем принесения в жертву быка привязанности и удаления завес богини Инанны. Мы оставляем позади сухую, выжженную Землю (Телец), как делала Инанна, чтобы вступить в таинственные неизвестные глубокие воды подсознания Скорпиона. Часто банкротство, развод или ощущение «пустого гнезда», когда последний ребенок покидает дом, вступая в брак (опровержение сильного желания внешнего мира при подобном Вулкану транзите), ускоряют спуск Тельца в глубины Скорпиона. Энергия, выпущенная из одной части души, освобождая направленную наружу форму — привязанность, — в конечном счете, повторно появится в другой части души. Жизнь — не застывшая или неизменная вещь, а процесс постоянной трансформации и роста.

Как может Телец сознательно настроиться на положительные качества Вулкана (Гефеста)? Как он сможет избежать вулканических извержений во внешнем мире, которые привлекают его разбитые желания? Гефест вырос в подземном мире. Он всей душой ненавидел свою мать Геру, будучи ею брошенным из-за своего уродства. Некоторое время Гефест пытался создавать полезные вещи, затем пробовал выразить себя в художественном творчестве, но он был в плену своих отрицательных эмоций. Он слишком сильно ощущал свое уродство, чтобы верить в то, что у него есть талант, а боги в подземном мире избегали Гефеста из-за его меланхоличного настроения и внешности. Он готовил месть своей матери и в конце концов осуществил ее. Однако это не принесло удовлетворения.
Гефест должен был отпустить Геру и освободиться от своих горьких чувств, перестать обвинять ее за свое несчастливое детство, продолжать оставаться взрослым ремесленником и стать подлинным художником и мастером.

Дионис проявил сострадание к Гефесту, в котором он, должно быть, признал родственный дух — еще одну женскую, художественную душу, чье вдохновение выходило из тишины подсознания. Он привел кузнеца в измененное состояние сознания, а затем подвел к тому, чтобы он изменил свое отношение к матери. Девиз Диониса был — «In vino Veritas» (истина в вине). Ему это удалось. Он вывел сонного, полупьяного карлика из подземного мира и доставил на вершину Олимпа — высоты понимания — на спине мула. Когда Гефест проснулся на свету Олимпа, он почувствовал себя намного лучше. Он понял, что все его отрицательные эмоции ушли, а его переполняет счастье священного кубка Диониса. Он освободил Геру от пут и сразу же обнаружил, к своему удивлению, что этим он также ослабил тенета и препятствия для собственного творческого потенциала. С того времени Гефест стал создавать прекрасные художественные предметы, которые выглядели как живые. Он выковывал полезные предметы для богов и богинь.
Поднявшись на Олимп, чтобы закончить исцеление, Гефест также смог войти в высшее общество и занять свое место как равный среди богов и богинь.

Когда Гефест выпустил все свои «фиксирующие» эмоции — в астрологии мы сказали бы Фиксированные, — он стал правильно обращаться со своим внутренним огнем, и с этого момента все, что делал Гефест, полезный предмет или произведение искусства, все было очень красивым. В его истории есть много того, что соответствует жизненному путешествию людей, у которых Солнце находится в Тельце, восходящий Телец или Луна в возвышении в Тельце и которые идут путем духовных поисков. В кузнице их душ много его таланта и внутренней борьбы, его упрямого отказа «отпустить» внешние препятствия и продолжать двигаться вперед.

Телец и Скорпион оба обладают выносливостью — внутренними ресурсами, на которые можно рассчитывать вне зависимости от временной травмы или препятствия. Фиксированные полярности характеризуются внутренним самообладанием и физической силой. Телец и Скорпион эзотерически связаны с концентрацией или единственным центром внимания. Для йога, глаз быка или третий глаз медитации — это эзотерическое значение Тельца. Будду часто называли Быком, и легенда гласит, что он родился под знаком Тельца.

В китайском буддизме бык представляет собой правду в действии. Существует десять шагов реализации внутренней природы человека — десять Путей Быка — которые были отображены в искусстве Дзэн мастером Какуаном, писавшим в X веке об истинных ценностях или истинном качестве (Афродита). Каждый шаг был проиллюстрирован гравюрой на дереве. Гравюры Какуана вместе с комментариями по каждой из них воспроизведены в книге «Плоть Дзэн, кости Дзэн».

Если мы посмотрим на Тельца с эзотерической точки зрения и поразмышляем о его восприимчивости к Божественному Свету, первичной материи, силе концентрации, свойственной этому упрямому или Фиксированному знаку, о поиске просветления — третьего глаза или глаза быка, жизненной силе, стойкости, преданности и настойчивости Тельца, то здесь есть чем восхищаться. Но из-за тенденции к инерции, обусловленной Венерой, тенденции земного знака воспринимать этот преходящий мир слишком серьезно, у Тельца есть реальная потребность интегрировать темную, водную сторону Скорпиона. Если Телец представляет свет и жизнь, поскольку Венера — яркая утренняя звезда, которой поклонялись народы майя как символу плодородия весны, то осенний Скорпион представляет темноту и смерть, сопровождаемую опытом возрождения 8-го Дома. Возможно, именно поэтому в столь многих культурах быка приносили в жертву, и он возрождался для процветания земли и людей. Это также служило напоминанием о том, что ничто не вечно: за весной следует осень, за юностью — старость, за смертью — возрождение или бессмертие.
Если мы подумаем о Домах от 2-го до 8-го как об оси ценностей, то для того чтобы Телец нашел свой покой и удовлетворенность или счастье десяти быков, он, кажется, должен сначала умереть для личных желаний (Второй Дом), а затем повторно родиться с более просветленной системой ценностей в Восьмом Доме (ценности других).

На мирском уровне, многие люди, рожденные под знаком Тельца, пытаются выйти за пределы желаний путем отказа от них, как это сделал Будда. Часто они не осознают, что поступают именно так, когда говорят, например: «Я могу развить свои творческие способности позже; в данный момент я должен обеспечить качественную жизнь моей супруге и детям (другим)». Другие же следуют путем сознательного отказа, оставляя надежную работу, по примеру Будды, отказавшегося от своего земного царствования. Они отправляются искать Истину, возвращаются к образованию и изучению философии или путешествуют по миру, живя в физическом дискомфорте дешевых гостиниц, в поисках не известной им самим правды. Это, как и в случае Тельца, жертвующего собой ради супруги и детей, является движением к ценностям другого (Восьмой Дом) за счет личного комфорта и желаний — но здесь обучение представляет ценности другого — «ценности патриархов», как назвал это автор «Десяти Быков».
Позже, получив в жизни перспективу и материальную опору, Телец может вернуться к себе, чтобы удовлетворить собственную природу сильных эмоций и желаний, природу своего мирского управителя — земной, страстной Афродиты. Часто первая половина жизни проживается Тельцами ради или через ценности или философию других, а вторая половина жизни связана с любовью и поисками личной земной радости.

В отличие от Тельцов с земной энергией, которые нацелены на строительство для себя или своих детей и привязаны, как скупцы, к своему богатству, эзотерические Тельцы нашли реальную радость. Кажется, они также нашли белого голубя мира Афродиты. Мир ненадежен, если Вулкан не работает конструктивно со своими инструментами, в то время как сами инструменты должны быть художественными, связанными с ремеслами, финансами или медитацией. Хатха-йога — любимый инструмент многих Тельцов, упрощающий путешествие верхом на быке — это контроль за телом. Дзэн-буддизм и другие методы, типа пранаямы, являются полезными инструментами управления сознанием и эмоциями. Используя свои инструменты, Телец сознательно настраивается на Вулкана и сотрудничает с его эзотерическим управителем, что делает менее вероятным ситуацию, когда он будет поражен молотом Вулкана на более трудных транзитах транссатурнианских планет.

Телец, успешно оседлавший быка, достигает состояния счастья, где «ничто не может отвлечь его. Он больше не нуждается в патриархах, смешивается с людьми и становится двигателем их просветления» («Десять Быков») как современный Будда. Возможно, что суть культа Митры в Персии заключается в Пути Быка китайского мастера Дзэн-буддизма или, что наиболее вероятно, в критских наездниках на быках, изображенных на фресках.
Бык Апис со своей ежегодной жертвенной смертью и возрождением, символизирующими изобилие весны и смерть Земли осенью и зимой, в большей степени относится к алхимической интеграции 2-го и 8-го Домов.
Юнг, изучая алхимию объединения противоположностей, обращается к Первичной Материи и Фениксу, Свету и Темноте, Жизни и Смерти; и не может не думать о природном Зодиаке — объединении оптимизма Весны, наполненной жизнью и изобилием, с глубокой депрессией периода поздней Осени — бесплодным, мертвым Скорпионом. Объединение Темноты и Света трудно, – они слишком далеки друг от друга. Свету нелегко сиять в темноте, бессознательному (Восьмой Дом или Скорпион) трудно стать сознательным. Астролог назвал бы это фиксированным сопротивлением, потому что на этой оси мы имеем дело с двумя Фиксированными знаками или Фиксированными Домами. Однако восприимчивость Тельца, его двойная женская природа, дает этому знаку возможности, которых другие знаки или времена года иметь не могут. Скорпион также является восприимчивым знаком в том смысле, что Вода восприимчива. Со Скорпионом связаны похоронные ассоциации — фоб Осириса, мумии, смерть — но в нем также скрыт Феникс. Если первичная материя Тельца подвергнется изменению или преобразованию, то энергия Весны, которая нужна Тельцу, больше не будет уходить корнями в почву (Земля), а сможет лететь подобно Фениксу и быть свободной.
Как Телец полярен Скорпиону, так и Афродита противопоставлена Марсу, управителю Скорпиона. И Скорпион, и Телец интуитивны по своей природе и обладают сильной волей. Они имеют многое, чему могут научиться друг у друга, если смогут выйти из состояния упрямого фиксированного сопротивления.

Эзотерический, духовный Телец открыт и восприимчив к Богу. И в общении, и в жизни Телец часто действует не напрямую. Но в конце жизненного пути он может понять прямую связь между ним и Божественным, уходящую корнями не в организацию-посредника, а в его собственную душу.

По книге К.Берт «Мифология Зодиака»