Мифологическая и астрологическая параллель Гекаты и Венеры Люцифера

«Ты являешься мне в костюме Венеры, но я-то знаю, что ты Лилит»

Генри Миллер «Тропик Козерога»

Утвердившееся название Венеры, восходящей до Солнца, – Люцифер («Люцифер» переводится как «Несущий Свет» и является однокоренным с древним названием Солнца «Люцерна Мунди» – «Светильник Мира»), в противоположность Венере вечерней под названием Гесперус, используется в современной астрологии без анализа причин, которым оно обусловлено. Однако нетрудно заметить, что даже астрономически Геката, понимаемая как бальзамическая Луна – то есть находящаяся на расстоянии до 45 градусов позади Солнца, оказывается близка к Венере Люциферу – ведь, восходя до Солнца, Венера может удаляться от него примерно на то же расстояние – не более 47 градусов. Но и мифологически Венера Люцифер чрезвычайно близка к факторам лунной астрологии. Она, как и Геката, воплощает в себе принцип женского карающего божества, и понимание этой аналогии может дать некоторые новые ключи к интерпретации роли Венеры Люцифера в гороскопах.

Богатый материал предоставляют ассиро-вавилонские и египетские мифы; они свидетельствуют о роли Венеры как инициатора земных войн. Различались культы Венеры-Иштар без покрова и с покровом; без покрова она приносила смерть, а с покровом олицетворяла собой не обрученную богиню любви, ищущую супруга по собственному усмотрению (представляется, что здесь и проводится резкое различие между Венерой утренней, то есть Люцифером, и Венерой вечерней). Вавилоняне называли Иштар без покрова госпожой неба, но при этом она считалась богиней войны и обряды, посвященные ей, отличались мрачным, смертоносным смыслом (например, во время ритуального танца мужчины и женщины в определенный момент времени начинали наносить друг другу жестокие удары).

Когда принятый древний культ Великой Матери богов Кибелы – небесной царицы, воплощения женского принципа – в конце концов был дополнен супругом, воплощением мужского принципа, лишь одна Иштар сохранила самостоятельность. Во второй половине III тсячелетия до нашей эры, когда династия Хаммураби объединила северную и южную Вавилонию в единую империю, в пантеоне богов произошло возвышение божества Мардука, который подменил собой множество разных богов, но как бы обручился с Иштар-Венерой; при этом сам Мардук иногда назывался господином плача мертвых. В сирийском и финикийском культах храмы богини Астарты, соотносимой с чувственной, плотской Венерой, Иштар без покрова, воздвигались на том месте, где воды Мирового Потопа, унесшего жизни землян, стекали в подземный мир, в царство Плутона; представляется, что именно поэтому в знаке Скорпиона, противолежащем Тельцу, Венера находится в статусе тайного управителя.

Некоторые интерпретации древних текстов позволяют достаточно обоснованно сблизить Венеру – Иштар без покрова и Астарту – с пантеоном лунных божеств; возможно, это связано еще и с тем, что на равнинных просторах Вавилонии жрецы невооруженным глазом наблюдали смену фаз Венеры – так же, как лунные. Это характерно, например, для древневавилонских культов, отождествивших на определенном этапе Нанну – супругу бога Луны Наинар – с Иштар. Противоречивость созидательных и карающих функций Луны и Венеры выступала как действительное, необходимое условие существования материального мира, который считался ареной борьбы противоположностей: «Бог есть ночь день; зима – лето; война мир; в Боге все противоположности» (Гераклит). В большинстве своем древнейшие религии фактически утверждали дуализм – диалектический принцип единства и борьбы противоположностей, органическое сосуществование светлых и темных сил как основу устройства Вселенной.

Дмитрий Мережковский в исследовании «Египет и Вавилон» приводит оригиналы древних текстов, доказывающие, что именно с Венерой жрецы исчезнувших цивилизаций связывали крушение и возобновление жизни через промежуточные периоды, когда в хаосе зарождалась организованная материя. Он приводит вавилонское сказание о Гильгамеше, датируемое XXV веком до нашей эры; в нем содержатся первые сведения о причинах Мирового (Великого) Потопа, впоследствии воспроизведенные в библейских легендах:

Закричала Иштар, как роженица, завопила царица богов благо-вещая:
«В перст земную отыдет род человеческий!
Зло повелела я в сонме богов,
Истребленье людей моих лютое.
Я сама родила их, Матерь единая!»

И именно Венера, Иштар-Мами, впоследствии творит из «персти земной» (то есть земного праха – в который, как мы помним, обратилась Лилит, лунное божество) второе поколение людей, и в Междуречье, где когда-то был Эдем, поселяется шумерский Атрахазис, последний человек первого человечества, – то есть второй Адам, прародитель нового людского рода, но бессмертный, вкусивший от Древа Познания и Древа Жизни вместе.
Этим закончился цикл развития древневавилонской цивилизации и начался нынешний. Таким образом, в древнейшей легенде о Гильгамеше мы сталкиваемся с историей гибели и очередного сотворения мира и человека, в котором обе роли принадлежат Венере.

Полный круг испытаний, традиционно состоящий из воды, огня и медных труб (медь в алхимии соотносилась с Венерой), – это точное отражение символизма земной эволюции. В тайном учении древних религий, в частности, вавилонских и египетских, существует понятие великих годов или мировых кругов – по истечении которых Цивилизация погибает, возрождается и все земные события начинают повторяться. О Великом («Совершенном») годе, связанном с астральным влиянием, говорили Платон и Аристотель. Например, в платоновском «Тимее» есть такие слова: «Светила, движущиеся в небе, уклоняются с пути, и все находящееся на земле потребляется огнем через долгие промежутки времени». Эти циклы носят название кругов «обновления жизни» («nem-anch») и «повторения бывшего» («nemmasu»). Поэтому в Древнем Египте звезду «anch» считали предвестницей несчастья и боялись связанных с ней знамений. Эта звезда – Венера, называемая Иштар вавилонянами и Астартой – финикийцами. В тексте древней халдейской клинописи по поводу ее влияния на земные события говорилось: «Вещее знаменье неба на земле повторяется, вещее знаменье земли повторяется на небе» (это созвучно принципу подобия Гермеса Трисмегиста «Что вверху, то и внизу»).

Что происходило в конце и начале циклов мировой эволюции? Одно и то же; яростная борьба темных и светлых сил, принципов хаоса и организации, низвержение на Землю «умного и страшного духа небытия». Вот как об этом говорится в Библии: «И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом»; при этом дьявол отождествлялся с Люцифером, что астрологически соотносится с восходящей, утренней Венерой (в мифологии он – сын Авроры, богини утренней зари). Не исключено, что циклы мировой эволюции или обновления жизни – объект внимания астрологов древности – связывались ими и с Венерой, и с Луной. Это было закреплено системой управления и экзальтации в Тельце, знаке языческой Геи – древнейшей богини Земли, где обе женские планеты имеют высокое эссенциальное достоинство: Венера находится в статусе управителя, а Луна – экзальтанта. В Раке, управляемом Луной, статус экзальтанта принадлежит Юпитеру – который, в отличие от Венеры с ее личностными ценностными установками, воплощает ценностные установки социума. Некоторые западные астрологи приписывают роль экзальтанта в Раке Нептуну, который воплотил в себе качества обеих женских планет и опять же связан с системой ценностей – но общечеловеческих. Примечательно, что графический символ (глиф) Венеры – крест «anch» («crux ansata»), увенчанный кругом или овалом, служил ключом к мистериям античности и клался в гробницу фараонов как символ бессмертия. Этот крест высечен на одной из таинственных фигур острова Пасхи, в настоящее время принадлежащей Британскому Музею.

Итак, толкование венерианских символов и роли этой планеты в циклах мировой эволюции жрецами древних цивилизаций весьма отлично от принятого в современной астрологии. Они почему-то затерялись во времени – и принцип женского карающего божества, двойственный в своей основе, сузился через его закрепление за Луной в фазе Гекаты. Является ли это случайностью? Исследуя символы, приходит понимание того, что история – это история религий.

…………….

В интерпретациях древних символов существует еще одна проблема, которая становится очевидной при анализе истории. Соединяя два мира – причинный и материальный и потому имея двойственную природу, символ в материальном мире часто исполняет роль, которая приписана ему исходя из установленной эмпирической связи, и на этом основаны в том числе и астрологические интерпретации. Однако если человек древности считал символы неотъемлемой частью своей жизни, в ходе эволюции цивилизации это качество было утрачено. Поэтому изменение отношения к Луне-Гекате и Венере Люциферу в древности и в более поздние исторические периоды – вплоть до окончания эпохи Возрождения – свидетельствует об изменении отношения к самим мифам и символам. Исчез страх перед дьяволом, усиленно навязываемый христианством; думается, что его кульминация произошла в учениях Средневековья. Но возможно ли и обоснованно ли новое понимание роли Венеры Люцифера? Ответ на этот вопрос имеет огромное значение для интерпретации карт общественных событий, объяснения эволюции символов и их борьбы на протяжении длительных исторических периодов.

Согласно иудейским и ассиро-вавилонским воззрениям, Люцифер (по-иному, Сатанаил – окончание «ил» указывает на его божественное происхождение) был некогда могучим, светлым духом астрального света, уступающим по силе только Саваофу. Взяв на себя роль небесного революционера, он был низвержен с высоты небес на Землю; таким образом, произошло раздвоение благих сил, изначально единых, а сам Люцифер перешел из ангельской ипостаси в демоническую. Но именно в этот момент, соприкоснувшись с материальным миром, Люцифер оказал мощное влияние на эволюцию Земли и ее обитателей.

………

Деятельное участие Люцифера в устройстве материального мира позволило некоторым религиозным течениям (в том числе катарам, против которых папа Григорий IX объявил крестовый поход) отождествить его с Демиургом, устроителем низших планов. Причем когда Демиург-Люцифер придал покрытой водой земле тот вид, в котором она смогла предстать перед первым человеком, он создал материальную оболочку самого человека, его форму, тело, но – не смог ее одушевить. Дыхание, которое Демиург пускал в тело, выходило через его отверстия и превращалось в змею (один из атрибутов Гекаты, лунного божества, – но в данном случае он принадлежит Венере).

….

Какой практический вывод может сделать из всего этого астрология? Луна убывающая – Геката и Венера Люцифер оказываются чрезвычайно близки по своему участию в сотворении мира и человека. Именно они заинтересованы в существовании материального мира и, рассматриваемые в совокупности с факторами лунной астрологии, адекватно отражают его противоречивость, которая переносится как в человеческую природу, так и в акты исторических действий. Видимо, в картах общественных событий их роль так же двойственна, как и в мифологии. Более того, эта роль усложняется до поддержания связи событий материального мира с причинами, лежащими вне его, с историей его сотворения, видимых и скрытых процессов, взаимодействующих посредством контакта подсознания – части психики отдельного человека – и коллективного бессознательного, существующего вне психики.

Хотя в современной астрологии Луна и Венера выполняют разные функции и отражают разные принципы, при более глубоком взгляде на проблему очевидно, что в реализации своего основного принципа – принципа адаптации – Луна тесно сближается с Венерой, отвечающей за ценностные установки. Это тонко подметил Дэйн Радьяр, который описал механизм совместного включения энергий этих планет в кризисной для человека ситуации: для того, чтобы иметь силы выжить и адаптироваться к изменившимся условиям, человек должен создать новый объект внутренней ценности – поскольку сам кризис, обусловивший проблему реадаптации, всегда связан с разрушением прежнего. Распространяя это положение на жизнь социума, очевидно, что время быстрых перемен – войны, революции, путчи – вызывает непрерывную утрату прежних и воссоздание новых объектов внутренней ценности в общественном масштабе; это же распространяется и на ход мировых событий. 

отрывок из книги Елены Константиновой “Астрология Времени”