Cатурналии

“О, Владыка Сатурн! Таинственный, чья мать – Тень, и чей отец – Солнце. Тебя считают жестоким, но лишь немногие понимают твою истинную благотворность.Господь дал тебе власть очистить каждого, проведя его через череду событий в мире под Солнцем. Благослови нас и избавь нас от заблуждений.”

Каждый год в Храме Сатурна, расположенном у подножия Капитолийского холма, римляне праздновали Сатурналии. Празднование длилось около недели с 17 декабря. Фактически, Сатурналии был предвестником праздника, который теперь называется Рождеством. Отменялись все работы, было принято отдыхать, веселиться, дарить подарки, в предвкушении рождения нового Солнца в день зимнего солнцестояния. А главное, рабы и господа менялись своими ролями. Сатурн был земледельческим богом и одновременно, богом времени. Праздник посвящался сбору последнего осеннего урожая и памяти Золотого Века правления Сатурна, когда люди ни в чем не нуждались и сословий общества еще не существовало. Как это связано с мрачным и строгим правителем Сатурном, о котором говорит астрология сегодня?

Вот что пишет Д.Фрэзер в “Золотой ветви” о Римских Сатурналиях:

“У многих народов существовал ежегодный период распущенности, во время которого отбрасывались обычные ограничения закона и нравственности, В такой период люди предавались непомерному веселью и на поверхность вырывались темные страсти, которые они в обычной жизни держали в узде. Подобного рода взрывы подавленных человеческих влечений, часто выливающиеся в развратные и преступные оргии, чаще всего имеют место в конце года и находятся в связи с основными моментами сельскохозяйственного года, в особенности с севом и жатвой. Наиболее известным из таких периодов всеобщей распущенности был римский праздник Сатурналий, в честь которого получили название аналогичные обычаи современных европейских народов. Этот знаменитый праздник приходился на декабрь, последний месяц года по римскому календарю, и справлялся, если верить римскому народному поверью, в память о славном правлении бога сева и землепашества Сатурна, который в далеком прошлом жил на земле и был италийским государем, справедливым и милосердным. Он сплотил разобщенные племена грубых горцев, научил их обрабатывать землю, дал им законы и мирно царствовал над ними. Правление Сатурна было сказочным Золотым веком: земля в изобилии приносила плоды, благословенный мир не нарушался войнами и распрями, а губительный дух наживы еще не проник, подобно яду, в кровь и плоть трудолюбивых, довольных крестьян. Рабство и частная собственность еще не были известны людям, и они владели всем сообща. В конце концов этот добрый бог, этот царь царей неожиданно удалился в мир иной, но люди отдаленных эпох продолжали хранить память о нем, воздвигать в его честь святилища и называть его именем многочисленные холмы и возвышенности Италии.
Впрочем, на светлое предание о правлении Сатурна легла черная тень: по имеющимся сведениям, алтари этого бога были запятнаны кровью человеческих жертв, на смену которым в более гуманную эпоху пришли их изображения. Эта темная сторона культа Сатурна не оставила никакого, или почти никакого, следа в описаниях Сатурналий, дошедших до нас в сочинениях древних авторов. Этот античный карнавал — в том виде, в каком он в течение недели, с 17 по 23 декабря, кипел на улицах Древнего Рима, — был отмечен пирами, кутежами и бешеной погоней за всевозможными чувственными удовольствиями.
Однако самой замечательной чертой этого праздника — она-то больше всего поражала воображение древних — была свобода, дававшаяся в такое время рабам. На время Сатурналии различие между господами и рабами как бы упразднялось — раб получал возможность поносить своего господина, напиваться, подобно свободным, сидеть с ними за одним столом. Более того, господа менялись местами со своими рабами и прислуживали им за столом; с хозяйского стола убирали не раньше, чем окончил свою трапезу раб. Эта инверсия ролей заходила так далеко, что каждый дом на время превращался во что-то вроде микрогосударства, в котором все высшие государственные посты занимали рабы — они отдавали приказания, устанавливали законы, как если бы были консулами, преторами или судьями. Бледным отражением власти, которой на время Сатурналий наделялись рабы, было избрание при помощи жребия лжецаря, в котором принимали участие свободные граждане. Лицо, на которое падал жребий, получало царский титул и отдавало своим подданным приказания шутливого и нелепого свойства. Однако, не всегда этот персонаж был простым шутом и фигляром, единственная забота которого состояла в том, чтобы не стихало веселье, чтобы шутки сыпались как из рога изобилия, пока в очаге потрескивают поленья, улицы пестрят толпами праздничных людей, а далеко на севере в ясном морозном воздухе проглядывает заснеженная вершина Соракты. Стоит воскресить в своей памяти длинный ряд смешных в своей трагичности аналогичных персонажей, которые в другие эпохи и в других странах, завернувшись в царственные одежды, с шутовской короной на голове в течение немногих дней или часов откалывали свои незамысловатые номера, после чего предавались преждевременной, насильственной смерти.”

Мирча Элиаде пишет об оргиях как возвращении первобытного хаоса перед началом творения. И Сатурналии, проходившие в период самых длинных ночей года (а самая длинная из них – перед зимним солнцестоянием) очень похожи на сгущение тьмы перед рассветом. Сатурналии отражают противоречия Сатурна – утопию, страх и освобождение. Сатурн, как бог земли, – мастер создания жизни от смерти. Он знает, как сажать и сеять, но также знает, как собирать урожай и возвращать мертвые растения в землю, чтобы сделать ее плодородной. В этом смысле дни Сатурналий разыгрывают конец творения, одновременно являющегося его началом, напоминают о необходимости жертвы, смерти чего-то для окончательного освобождения. А еще Сатурналии напоминают о том, что перед кармой, космическим законом, – все равны. И не зря в индийской астрологии Сатурн является покровителем шудр, то есть самой низшей касты общества.

В день Зимнего Солнцестояния Сатурн, владыка холода и тьмы зимы, и Солнце, владыка света и тепла, переплетаются в вечном мифе умирания и возрождения. А предстоящее Зимнее Солнцестояние 21 декабря примечательно тем, что Солнце и Сатурн оказываются в соединении в знаке Козерога, на самом деле переплетясь так, что это словно знаменует возвращение Золотого Века – времени, когда люди жили под мудрым и справедливым правительством Владыки Кармы.