II Дом. Говард Саспортас

У мамы и у папы может быть ребенок,
но благословляет его Бог,
это Его право.

Билли Холидей

В первом доме проявилась первоначальная искра индивидуальной идентичности, и наш общий подход к жизни был определен. Теперь задача состоит в дальнейшем развитии того, кто мы есть, формировании более основательного чувства «я» или личного эго*. Нам нужно больше определенности, больше содержания, большего чувства нашей собственной ценности и способностей. Нам нужна некоторая идея о том, что это такое, чем мы обладаем, которое мы можем назвать своим собственным. Мы также должны иметь некоторое представление о том, что мы ценим, о том, что мы хотели бы приобрести или получить, чтобы мы могли соответствующим образом структурировать нашу жизнь. Второй дом, связанный с земным знаком Тельца и планетой Венерой, и обычно описываемый под зонтиком «Ценности, Собственность, Деньги и Ресурсы», охватывает эту фазу путешествия.
Традиционное обозначение 2-го дома звучит так, как будто она охватывает только что-то конкретное и ощутимое, и представляет интерес для налогового инспектора. Не обманывайтесь – под этим зонтом скрывается гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Хотя рождение – это начало нашего развития как отдельной личности, обычно требуется до шести месяцев, прежде чем мы узнаём, что у нас есть тело, и даже дольше, чтобы полностью отличить себя от не-я. Большой шаг вперед к утверждению себя как сущности, отличной от всего остального, делается, когда мы осознаём, что Мать (которая для нас является всем миром) на самом деле – не мы. До этого момента она виделась просто частью того, кто мы есть. Постепенно мы развиваем чувство обитания в физической форме, которая не принадлежит ни ей, ни кому-либо еще: «Это мои пальцы, а не пальцы матери; это мои руки, а не руки матери – они принадлежат мне, они определяют меня, они то, чем я являюсь и чем я обладаю». Но открытие нашего тела, как отдельного, также пробуждает чувство нашей уязвимости и конечности, чего раньше не было. С этим страшным осознанием приходит необходимость защищать свое отдельное «я» от смерти и разрушения. Мы стремимся сделать себя более стабильными, постоянными, прочными и устойчивыми.

*Эго может быть определено как «центр поля сознания» (определение Юнга). Мы рождаемся в состоянии отсутствия эго, потому что мы не осознаем свое существование как нечто отдельное. Во 2-м доме мы становимся осведомленными о своем собственном отдельном теле; поэтому можно сказать, что у нас есть тело-эго. В 3-м доме ум отличается от тела, и мы развиваем эго-ментальность. Будучи однажды установленными, границы эго могут расширяться в дальнейшем.

Тело – это первое, что мы определяем сами, но сейчас путь проложен для дальнейшего самоопределения, поскольку мы притягиваем к себе все больше и больше вещей, через которые мы извлекаем и даем содержание нашей эго-идентичности. Со временем, мы будем развивать чувство другой вещи, которой мы обладаем, помимо тела: хороший ум, умный язык, отзывчивую природу, практическую способность, художественное чутье и т.д. Второй дом описывает то, чем мы обладаем или надеемся обладать, а также те ресурсы или атрибуты, которые, будучи развитыми, дадут нам ощущение сущности, ценности, стоимости, безопасности и надежности, ранее предоставленных нашим отождествлением с Матерью. Для большинства людей это деньги, хотя их бессмысленная погоня за ними ведет не к самоопределению, а к отчаянию: понаблюдайте за количеством людей, стоящих в очередях, чтобы выпрыгнуть из окна 10-го этажа после краха 1929 года.

Более позитивным является желание денег, которое может служить стимулом для развития определенных качеств и способностей, которые иначе могли бы оставаться скрытыми. Несмотря на то, что 2-й дом традиционно связан с деньгами, следует отметить, что помимо увеличения нашего банковского счета, потребность в безопасности, надежности и более сущностном чувстве идентичности может быть удовлетворена другими вещами.

На более базовом уровне, 2-й дом является показателем того, что составляет нашу личную безопасность. Разные вещи представляют безопасность для разных людей. Например, если во 2-м доме находятся Близнецы или Меркурий, то обладание знаниями может быть тем, что позволяет человеку чувствовать себя в безопасности. Те, у кого во 2-м доме Рыбы или Нептун, могут черпать защиту из «духовной» философии или религии. Если что-то заставляет нас чувствовать себя более уверенно и безопасно, то, естественно, мы захотим приобрести это.

Знаки и планеты во 2-м доме также служат ориентирами, указывающими на те виды присущих нам способностей и возможностей, которые мы можем развивать и конкретизировать, и через которые мы обретаем большее чувство самоценности. Второй дом отображает наше врожденное богатство, которое может быть использовано – нашу субстанцию или почву, которые могут быть продуктивно обработаны. Например, если там находятся Марс или Овен, то потенциальные ценные качества, которые мог бы актуализировать человек, будут соответствовать тому, что представляют собой Марс и Овен: храбрость, прямота и способность знать, чего они хотят и как это получить. Венера и Весы могли бы придать природный хороший вкус, художественный талант, дипломатическое ноу-хау или физическую привлекательность в качестве активов. Любое размещение в любом доме дает ключ к нашему самому естественному пути раскрытия в этой области жизни. Почему бы не прислушаться к этим подсказкам?

В дополнение к обеспечению списка потенциальных возможностей, 2-й дом также определяет наши взаимоотношения со сферой денег и имущества: то есть, наше отношение к материальному миру и условиям, с которыми мы сталкиваемся в этой сфере. Поклоняемся ли мы Маммоне как богу или считаем мир форм майей или иллюзией – будет показано размещением здесь. Также указывается, в какой манере, стиле или ритме мы подходим к зарабатыванию денег и развитию навыков и ресурсов – являются ли они резкими, летаргическими или прерывистыми. Держимся ли цепко или позволяем вещам утекать сквозь пальцы? Нужно ли нам прилагать огромные усилия в этой области жизни или мы благословлены прикосновением Мидаса? Продолжаем ли мы хотеть того, что у нас есть, как нам удалось получить это?

Например, Марс или Овен во 2-м доме могут указывать на стремление накопить деньги,  также как и на склонность к опрометчивой их трате. Возможна тенденция ассоциироваться с «мачо»: тем, у кого есть способность зарабатывать деньги и приобретать имущество. Деньги могут быть заработаны через связанные с Марсом профессии – как-то: от работы в военном ведомстве до изготовления скобяных изделий. Стиль Венеры в этом доме очень разный – она может привлекать к себе деньги, создавать потом из этого  шумиху, и воспринимать богатство и сокровища, как способ увеличить ее соблазнительность и привлекательность. Деньги могут зарабатываться через профессии, связанные с Венерой, – от изобразительного искусства до работы в отделе косметики в Harrod’s. Либераче, популярный пианист, который возмутительно демонстрирует свое богатство и крайности вкуса, рожден с Ураном в Рыбах во 2-м доме. Макиавелли, считавший, что цель оправдывает любые средства, родился с Марсом в этом доме. Карл Маркс, чьи политические и экономические теории изменили историю, родился с Солнцем и Луной в Тельце во 2-м доме.

В более широком смысле, размещение во 2-м доме обозначает то, что мы ценим и надеемся получить в жизни. Это чрезвычайно важно, потому что мы основываем все наше существование на этом критерии. Когда наши ценности меняются, направленность фокусирования всей нашей жизни может кардинально измениться. В 1960-х годах десятки исполнителей покинули свои надежные рабочие места и офисы на Мэдисон-авеню, сняли с себя свои костюмы Brooks Brother’s и надели колокольчики в поисках новой жизни в Калифорнии – все из-за изменения ценностей.

Второй дом показывает наши желания. Энергия желания – это таинственная и мощная сила: на самом деле то, чего мы желаем, чем дорожим или ценим, в огромной степени определяет то, что мы привлекаем в нашу жизнь. Существует аллегория, относящаяся к этому принципу. Жители небольшого городка так высоко ценили всемирно известного и признанного художника, что написали его агенту, чтобы попросить, не удостоит ли этот знаменитый человек их город своим посещением. Агент недвусмысленно ответил, что у этого знаменитого художника нет времени тратиться на путешествия в такие незначительные муниципалитеты. Не смутившись, жители основали учебные общества, чтобы глубже изучить работу, жизнь и философию их любимого художника, и они даже заказали его статую, чтобы установить в центре города. В конце концов, художник услышал о всепоглощающем энтузиазме и любви, которые эти люди испытывали к его работе. Естественно, ему стало любопытно отправиться в этот маленький городок, где вокруг него происходила вся эта суета. И в конце, он не только посетил этот город, но почувствовал себя таким желанным гостем там, что решил сделать его своим новым домом. Несмотря ни на что, глубина и характер желания и благодарности этих людей по отношению к этому художнику буквально привлекли его к ним. Таким образом, подразумевается, через оценивание и понимание качеств, связь с планетой, которая иллюстрирует для нас этот принцип или выносит его на первый план. Транзиты и прогрессии во 2-м доме указывают на времена сдвигов и изменений в его природе желания.

Мы все имеем тенденцию формировать наше чувство идентичности и безопасности, в первую очередь, из того, что мы имеем, чем обладаем или притягиваем к себе – будь то тело, дом, банковский счет, супруга, наши дети или религиозная философия. Однако, выводить идентичность из чего-либо внешнего или относительного в конечном счете является ненадежным и условным. Что угодно из этого списка может быть в любое время удалено от нас или внезапно потерять свою актуальность.

Даже наше тело, которое является первым, что мы обозначили как свое собственное, и через которое мы обрели первоначальное чувство «я», должно в конечном итоге быть «отпущено» и принесено в жертву. Возможно, наша единственная реальная защищенность приходит от идентификации с той частью нас, которая остается, когда все остальное, что мы считали нами, отброшено. Перефразируя Юнга: мы обнаруживаем, что поддерживает нас, только тогда, когда все, что мы думали, нас поддерживает, больше нас не поддерживает. Стоит поразмышлять над мудростью некоторых племен американских индейцев, которая требует, чтобы в конце каждого года самый богатый человек в деревне – тот, кто успешно присвоил себе больше всего богатства – отдал все, что он накопил.

Фрагмент книги Howard Sasportas “Twelve houses”
перевод Екатерины Вэй